Учет расходов по изготовлению и рассылке рекламных каталогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расходов по изготовлению и рассылке рекламных каталогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» «реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

О предельном размере нормируемых расходов на рекламу

Предельный размер нормируемых рекламных расходов следует рассчитывать как 1% выручки от реализации (то есть, от всех поступлений за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права) без НДС и акцизов.

Налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом в течение налогового периода (года). Поэтому, если в одном отчетном периоде возникли сверхнормативные рекламные расходы, то в случае роста выручки они могут быть учтены в следующих отчетных периодах года либо по итогам года.

Чиновник дал практические советы, как избежать превышения ограничения для нормируемых рекламных расходов. По возможности лучше вести раздельный учет расходов, произведенных в рамках рекламных кампаний. Благодаря этому можно будет учесть некоторые затраты не как рекламные. Например, расходы на аренду зала для проведения акции − отдельно от расходов на изготовление сувенирной продукции. А если какая-то сувенирная продукция (скажем, ручки и блокноты) использовалась в деятельности самой компании, расходы на ее изготовление можно учитывать как расходы на канцтовары (пп. 24 п. 1 статьи 264 НК РФ).

Что нужно помнить бухгалтеру о рекламных расходах?

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе):

  • рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
  • объектом рекламирования считается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
  • товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламная деятельность и ЕНВД

Деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ст. 346.27 НК РФ). Если же налогоплательщик ведет деятельность, связанную с передачей в аренду (предоставлением) мест на рекламных конструкциях, то такая деятельность не признается переводимой на ЕНВД как деятельность в сфере распространения наружной рекламы, а облагается в рамках общей системы налогообложения или УСН (письма Минфина России от 22.07.2011 № 03-11-06/2/108, от 31.05.2011 № 03-11-06/3/62, постановление ФАС Уральского округа от 07.04.2009 по делу № Ф09-1824/09-С3).

Деятельность по размещению собственной рекламы организациями, оказывающими услуги по распространению рекламы и занимающимися рекламной деятельностью, не является предпринимательской и не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (постановление ФАС Московского округа от 02.03.2010 по делу № КА-А41/355-10, п. 2 ст. 346.26 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.06.2010 № 03-11-06/3/87).

Также не подлежит налогообложению по ЕНВД предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением, ремонтом, техническим обслуживанием и с осуществлением работ по монтажу и демонтажу рекламных конструкций и иных аналогичных видов работ (письмо Минфина России от 27.01.2011 № 03-11-06/3/8).

Деятельность по распространению социальной рекламы, осуществляемая на бескорыстной (безвозмездной) основе, признается благотворительной деятельностью и не подлежит налогообложению по ЕНВД. Социальная реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе, письма Минфина России от 17.09.2010 № 03-11-06/3/128, ФАС России от 16.04.2013 № АК/14957/13).


1 Утверждено приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.

2 Утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

3 Утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

4 Утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Рекламная деятельность регулируется Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными документами.

Согласно ст.2 Закона о рекламе реклама — это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Следовательно, рекламой может быть признана только та информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, которая формирует и поддерживает интерес к организации и ее товарам (работам, услугам) в целях их реализации.

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Субъектами рекламной деятельности являются рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель и потребители рекламы.

Рекламодатель — это юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

Рекламопроизводитель — это юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

Расходы на рекламу в бухгалтерском учёте

В бухучёте нет разделения рекламных расходов на нормируемые и ненормируемые. Их полную величину можно учесть в составе коммерческих затрат. Для этого используется счёт 44 «Расходы на продажу» для составления соответствующей корреспонденции.

Пример 5. ООО «Прохлада» в I квартале провело розыгрыш с призом в 40 тыс. руб. Во II квартале компания заказала рекламный щит стоимостью 100 тыс. руб. Выручка за I квартал — 1 млн. руб., за II квартал — 1,5 млн. руб., за III квартал — 2 млн. руб.

Затраты на розыгрыш — это нормируемые расходы (1% от выручки за I квартал), а на изготовление щита — ненормируемые расходы (списываются полностью). Соответственно:

  • в I квартале можно списать 1 млн. руб. * 1% = 10 тыс. руб. (нормируемые расходы);
  • во II квартале можно списать 1,5 млн. руб. * 1% = 15 тыс. руб. (нормируемые расходы) и 100 тыс. руб. (ненормируемые расходы);
  • в III квартале можно списать 2 млн. руб. * 1% = 20 тыс. руб. (ненормируемые расходы). По факту остаток для списания в III квартале — 15 тыс. руб.

Бухгалтерские проводки выглядят следующим образом:

Дт Кт Сумма, руб. Операция
I квартал
44 10 10 000 Списаны нормируемые расходы на призы при розыгрыше
II квартал
44 10 15 000 Списаны нормируемые расходы на призы при розыгрыше
44 60 100 000 Списаны ненормируемые расходы на затраты по рекламному щиту
III квартал
44 10 15 000 Списаны нормируемые расходы на призы при розыгрыше

Рекламные бюджеты и медиамикс 1H 2022

Несмотря на нестабильную социально-экономическую обстановку, 83% опрошенных проводили рекламные кампании в первой половине 2022 года.

После паузы в марте–апреле, перспектива увеличить долю на рынке резонировала в наращивание SOV российскими рекламодателями. Лидером в медиамиксе рекламных кампаний в 1H 2022 стал интернет. На digital media потратили 67%, на digital non-media — 57%. На сегмент outdoor пришлось 45%, в рекламу на эфирном телевидении инвестировали 38% бюджетов. FM Радио и Indoor-реклама заняли по 29% в медиамиксе. Доля бюджетов на рекламу в онлайн-прессе достигла 21%, в печатной прессе — 19%. Средняя доля рекламного бюджета на неэфирном телевидении составила 10%, на онлайн-радио — 7%, в кинотеатрах — 5%.

«По оценкам NMi Group рекламный рынок сократится до 40% к концу года. Эта колоссальная цифра обусловлена уходом международных рекламодателей и их бюджетов из России. Я хотел бы ошибаться на этот счёт, но судя по глобальной обстановке, возвращение их случится нескоро или никогда. И локальные бренды в сложившихся условиях берут своё, увеличивают рекламные бюджеты и наращивают SOV», — заместитель генерального директора NMi Group Дмитрий Ульяшенко.

За последний год рекламная активность отечественных брендов заметно возросла: в 2021 году среди 20 крупнейших рекламодателей, 13 — локальные. Значительная доля инвестиций в рекламу заметна среди экосистем, банков и ретейлеров, на них приходится больше половины инвестиций в рекламный рынок.

По этой причине почти половина (47%) опрошенных нейтрально отнеслись к массовой эмиграции иностранных брендов с российского рынка, так как ситуация на ведении бизнеса их компании никак не сказалась. Однако, 30% респондентов все же позитивно восприняли уход зарубежных конкурентов и устремились занять «опустевшую полку».

«Кризис стал нашим привычным состоянием: если раньше промежутки между социально-экономическим потрясениями растягивались на десятилетия, сегодня мы видим их сокращение до 2 лет. Мы видим, что бизнес уже адаптируется к новой реальности. На российском рынке появляются новые крупные игроки, наша задача — максимально эффективно организовать их коммуникацию с потребителем. Мы верим в потенциал российских рекламодателей, готовы инвестировать силы, экспертизу и ресурсы в развитие отечественного рынка», — СЕО NMi Group Юлия Орлова.

Рекламная деятельность и ЕНВД

Деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ст. 346.27 НК РФ). Если же налогоплательщик ведет деятельность, связанную с передачей в аренду (предоставлением) мест на рекламных конструкциях, то такая деятельность не признается переводимой на ЕНВД как деятельность в сфере распространения наружной рекламы, а облагается в рамках общей системы налогообложения или УСН (письма Минфина России от 22.07.2011 № 03-11-06/2/108, от 31.05.2011 № 03-11-06/3/62, постановление ФАС Уральского округа от 07.04.2009 по делу № Ф09-1824/09-С3).

Деятельность по размещению собственной рекламы организациями, оказывающими услуги по распространению рекламы и занимающимися рекламной деятельностью, не является предпринимательской и не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (постановление ФАС Московского округа от 02.03.2010 по делу № КА-А41/355-10, п. 2 ст. 346.26 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.06.2010 № 03-11-06/3/87).

Читайте также:  Как зарегистрировать дачный дом в 2023 году

Также не подлежит налогообложению по ЕНВД предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением, ремонтом, техническим обслуживанием и с осуществлением работ по монтажу и демонтажу рекламных конструкций и иных аналогичных видов работ (письмо Минфина России от 27.01.2011 № 03-11-06/3/8).

Деятельность по распространению социальной рекламы, осуществляемая на бескорыстной (безвозмездной) основе, признается благотворительной деятельностью и не подлежит налогообложению по ЕНВД. Социальная реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе, письма Минфина России от 17.09.2010 № 03-11-06/3/128, ФАС России от 16.04.2013 № АК/14957/13).

В чем состоят особенности учета расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли для российской организации с участием капитала немецких компаний в ее уставном капитале?

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик вправе учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся:
— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
В соответствии с п. 3 Протокола к Соглашению от 29.05.1996 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество расходы на рекламу, понесенные российской компанией с немецким участием, для целей исчисления налога на прибыль учитываются в полном объеме при условии, что вычитаемые суммы не будут превышать суммы, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.
В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, расходы на рекламу, осуществленные российской организацией с участием капитала немецких компаний в ее уставном капитале, для целей исчисления налога на прибыль принимаются к вычету в полном объеме.
Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (см. Письмо Минфина России от 15.06.2003 N 04-03-08/32).
Ю.М.Лермонтов
Советник налоговой службы
II ранга
30.11.2005

Нормируемые расходы на рекламу

Расходы на рекламу по определенным статьям подлежат нормированию. Нормирование осуществляется следующим образом: включать затраты по рекламе в себестоимость (в течение налогового периода) можно в размере 1% от выручки (без учета НДС, а также акцизов) за этот период. К нормируемым расходам на рекламу относятся:

  • затраты на приобретение призов, грамот, медалей участникам соревнований (рекламных акций), проводимых организацией;
  • расходы на производство или покупку рекламных календарей, магнитов, кружек, маек, с символикой организации;
  • расходы на дегустацию продукции компании;
  • расходы на проведение пресс-конференций;
  • оплата аренды помещений, в которых проводится выставка, ярмарка.

При расчете выручки в данном случае плательщики должны помнить следующее:

  • размер выручки учитывается без налога на добавленную стоимость;
  • в сумму выручки включаются все поступления, связанные вреализацией продукции или оказанием услуг;
  • в сумму выручки включаются также средства, полученные при реализации ценных бумаг.

Как правило, некоторое ненормируемые расходы могут в определенных случаях переходить в разряд нормируемых. В частности, затраты на визуальную рекламу (стенды, баннеры) могут нормироваться, если она расположена в транспорте. Также при трансляции видеороликов в кинотеатрах затраты на его разработку нормируются в соответствии с законодательством.

Расходы, не подлежащие нормированию

Направляемые на ведение рекламы ненормируемые расходы организаций и предприятий, согласно ст. 264, п. 4, НК РФ, полностью учитываются в составе себестоимости произведенного продукта или услуги. К таким видам относят:

  • Средства, направленные на рекламу продукции в СМИ (в сети Интернет, различных печатных периодических изданиях, в том числе и путем размещения рекламной аудиовизуальной продукции на телевидении и радио). В этом случае общая сумма расходов однократно включается в состав затрат. Следует также учитывать, что средства, затраченные на оплату приобретения и создания видео- и аудиоматериалов, могут включаться в себестоимость произведенного продукта частями. Это осуществляется путем начисления амортизации. Это правило распространяется и на расходы, связанные с оплатой за разработку сайтов.
  • Финансовые средства, затрачиваемые на световую и наружную рекламу. К данным затратам относятся расходы, связанные с оплатой услуг по размещению информации о произведенных товарах и услугах на специализированных электронных табло, транспарантах, устанавливаемых на фасадах зданий, различных баннерах и стендах, а также расходы по оплате посреднических услуг сторонних компаний.
  • Суммы средств, затраченные на организацию рекламной деятельности во время проведения ярмарок, выставок-продаж и прочих подобных мероприятий. При этом плательщикам следует иметь в виду некоторые особенности учета по данной позиции. Так, если производитель участвует в рекламном мероприятии в полном объеме, то при учете в состав затрат включаются только вступительные взносы. Если же участие ограничивается оформлением стендов с образцами выпускаемой продукции или размещением на стендах буклетов и листовок, то затраты подлежат учету в полном объеме.

Поставщики продолжают вести раздельный учет

При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. В соглашении необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу и распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса. Это делается для:

  • государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
  • контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения.

Учет расходов на рекламу

В бухгалтерском учете затраты на рекламу признаются расходами по обычным видам деятельности в полном объеме (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, далее — ПБУ 10/99).

Рекламные расходы нужно признавать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени их фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. Их закрытый перечень приведен в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми. Они признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, которая определяется по статье 249 НК РФ.

В связи с тем, что перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым, налогоплательщику следует внимательно относиться к формулировкам тех затрат, которые в полной мере включаются в состав расходов.

НДС по рекламным расходам принимается к вычету в общем порядке без нормирования (п. 1, п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75472).

Для признания расходов на рекламу в качестве расходов организации по обычным видам деятельности необходимо иметь документы, подтверждающие оказание рекламных услуг.

Такими документами могут быть, например, договор на оказание рекламных услуг, протокол согласования цен на рекламные услуги, свидетельство о праве размещения наружной рекламы, утвержденный дизайн-проект рекламного стенда, акт оказания рекламных услуг, счета-фактуры от рекламодателей, акт о списании товаров (готовой продукции) и т. д.

В бухгалтерском учете рекламные расходы учитываются в полном объеме без каких-либо ограничений. А в налоговом учете некоторые виды таких расходов нормируются. В этом случае возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые регулирует ПБУ 18/02. Ведь если расходы на рекламу не впишутся в налоговый лимит за отчетный период, то в налоговом учете сумма расходов будет меньше, чем в бухгалтерском учете.

Организации могут отражать разницы по ПБУ 18/02 двумя способами:

  1. Балансовый метод. Проводки по каждой операции не отражаются в учете, при этом в конце года нужно сравнить балансовую и налоговую стоимость активов и обязательств, при необходимости отразить разницы на основании полученного результата (п. 8 ПБУ 18/02).
  2. Метод отсрочки. В этом случае разницы отражаются по каждой операции.

Если организация использует метод отсрочки и осуществила нормируемые рекламные расходы, то в учете могут появиться вычитаемые временные разницы и соответствующий им отложенный налоговый актив (п. 14 ПБУ 18/02). Он закроется:

  • в последующих периодах в рамках календарного года, если расходы будут укладываться в налоговый лимит рекламных расходов;
  • в конце года, если налогового лимита для списания расходов не хватило. Так как отчетный год закончился, то этот отложенный налоговый актив уже никогда не будет погашен. Следовательно, временная разница становится постоянной.

Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица

Что изменилось Как применять С какой даты действует, основание
Единый налоговый платеж
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт

Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени.

Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП.

С 1 января 2023 года.

П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо.

С 1 января 2023 года.

П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты.

С 1 января 2023 года.

Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам

Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр.

Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС.

Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке.

С 1 января 2023 года.

П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Защита капиталовложений
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество;
  • земельного налога.

В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете.

ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092).

В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют.

Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ

Налог на прибыль
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога

Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:

  • за отчётные периоды — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным;
  • за налоговый период — не позднее 25 марта 2024 года.

Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года

С 1 января 2023 года.

п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства

Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц.

С 1 января 2023 года.

Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний

Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:

  • акции относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;
  • являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

С 1 января 2023 года.

Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ

Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации

Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:

  • основным средствам, которые на дату ввода в эксплуатацию включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • НМА в виде компьютерной программы ЭВМ и базы данных. За исключением активов, для которых срок полезного использования организация установила самостоятельно.

С 1 января 2023 года.

п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ.

Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5

При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:

  • основным средствам и НМА на программы для ЭВМ и базы данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта;
  • затратам на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта.

Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ

Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДС
Изменили срок уплаты НДС в бюджет

Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК

Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки.

Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС.

Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС.

До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных

В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:

  • племенного крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей;
  • эмбрионов, полученных от этих животных;
  • спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
  • племенной птицы (племенного яйца).

Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы.

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК

В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.

Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата).

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ

Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа

В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%.

Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке.

С 1 января 2023 года.

Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Акцизы
Установили ставки акцизов на 2025 год

Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт.

При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.).

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДДДУС
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям.

Кроме того:

  • обновили отдельные требования к участку недр в целях признания дохода от добычи объектом налогообложения по НДДДУС;
  • скорректировали перечень фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, связанных с производством и реализацией;
  • изменили правила определения расчётной выручки за календарный месяц от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр.

Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ

Налог на имущество
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год

Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года.

Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик.

Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022).

С 1 января 2023 года.

П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости

Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога.

Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили.

Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке.

Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость.

С 1 января 2023 года.

Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667

Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество

Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости.

Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451).

С 1 января 2023 года.

Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ

Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество

Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:

  • уточнили порядок заполнения разделов 1-3 декларации;
  • добавили новые коды налоговых льгот на федеральной территории «Сириус»;
  • исключили коды льгот, которые действовали в 2020 году из-за коронавируса.

Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке.

С 1 января 2023 года.

Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739

Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога

Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК).

С 1 января 2023 года.

Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247

УСН
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации

Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта.

Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля

С 1 января 2023 года.

П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН

Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу.

С 1 января 2023 года.

П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

ЕСХН
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года

Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта.

Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля.

С 1 января 2023 года.

П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Патент ИП
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте

ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями.

С 1 января 2023 года.

П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

Путевой лист
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах

Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге.

В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа

Путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • о сроке действия путевого листа;
  • лице, оформившем путевой лист;
  • транспортном средстве;
  • водителе (водителях) транспортного средства;
  • виде перевозки;
  • виде сообщения.

Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Кадры
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью

При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования.

Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека.

От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда.

С 1 января 2023 года.

Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ

Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников

Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ

Читайте также:  МИГРАЦИОННАЯ КАРТА РОССИИ: ШТРАФЫ, УТЕРЯ, МОШЕННИЧЕСТВО

Новые федеральные стандарты бухучета

С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.

Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.

Единый тариф страховых взносов

С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединили в единый фонд ‒ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ‒ Социальный фонд России). Такая реформа повлияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, состав отчетности и порядок ее сдачи, а также условия назначения пособий. Источник изменений: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.

В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП отдельные тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС и ВНиМ отменяются и с 2023 года будет действовать единый тариф страховых взносов (далее ‒ ЕСТ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в ЕСТ. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии Федеральным законом № 125-ФЗ.

Страховые взносы следует начислять единой суммой. Для этих целей Минфин России ввел новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета, который предназначен для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ ‒ счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний продолжайте отражать по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *