Пенсионные накопления в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные накопления в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.

Граждане или предприятия могут самостоятельно делать взносы в НПФ, которые фонд также инвестирует, и в результате человек по выходе на пенсию будет получать не только государственную пенсию, но и дополнительную — добровольную негосударственную.

Получить накопительную часть пенсии из НПФ можно не только в виде самой пенсии, но и единовременной или срочной выплаты по достижении пенсионных оснований — возраста, стажа и так далее.

Порядок установления накопительной пенсии

Накопительная пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на накопительную пенсию.

Накопительная пенсия устанавливается за счет средств пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица по состоянию на день, с которого она ему назначается, в размере не менее суммы гарантируемых средств*.

* Федеральный закон от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Размер накопительной пенсии определяется по формуле:

НП = ПН/Т, где

НП — размер накопительной пенсии;

ПН — сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия.

Если застрахованному лицу установлена срочная пенсионная выплата, средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу.

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета ее размера.

С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни:

Год, в котором назначается накопительная пенсия

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии

2016

234

2017

240

2018

246

2019

252

2020

258

2021

264

2022

264

2023

264

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Читайте также:  Единая Россия хочет запретить приставам забирать мебель и животных за долги

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Структура средств пенсионных резервов по состоянию на 31.12.2020 г.

Балансовая (справедливая) стоимость, руб. Доля в общей стоимости активов, %
Государственные ценные бумаги РФ 256 730 354,14 49,02
Государственные ценные бумаги субъектов РФ** 69 509 412,95 13,27
Облигации российских хозяйственных обществ** 193 771 701,81 37,00
Акции российских открытых акционерных обществ** 6 587,35 0,00
Денежные средства на банковских счетах и в депозитах*** 2 748 796,86 0,52
Дебиторская задолженность (справочно) 922 991,65 0,18
Общий итог 523 689 844,76 100,0

Структура средств пенсионных накоплений по состоянию на 31.12.2018, руб.

Балансовая (справедливая) стоимость, руб. Доля в общей стоимости активов, %
Акции 255 853 892,00 8,42
Государственные ЦБ внут 1 081 840 323,31 35,60
Денежные средства 5 414 652,46 0,18
Обл корпоративные 1 346 566 881,82 44,31
Обл муниципальные 18 497 254,90 0,61
Обл субфедеральные 330 528 928,44 10,88
Общий итог 3 038 701 932,93 100,0

Что нужно знать о пенсионных накоплениях

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Читайте также:  Как многодетным семьям получить выплату на жилье

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Что такое накопительная пенсия и из чего она состоит

Страховая, социальная, накопительная — все это виды пенсий в России. Про страховую, или пенсию по старости, знают примерно все — это пособие, которое выплачивается по достижении пенсионного возраста. Размер выплат формируется исходя из величины официального заработка и страхового стажа гражданина. Показатели переводятся в баллы, а баллы умножаются на рублевое значение (в 2019 году это 87,24 рубля).

Социальная пенсия — это пособие, назначенное тем гражданам, которые по каким-либо причинам не могут претендовать на страховые выплаты (не работали официально, не накопили нужное количество баллов, не хватает стажа). Размер фиксирован и в 2019 году составляет 5283,84 рубля.

Накопительная пенсия — это совершенно иной инструмент выплат по старости лет. Гражданин самостоятельно делает пенсионные накопления и формирует определенный фонд, который в будущем дополнит основное страховое пособие. Логика проста: отчисляя деньги сейчас, вы обеспечиваете себе достойную (более-менее) старость. Накопительная пенсия — это всего лишь дополнение к страховой ее части. Но эти накопления точно не будут лишними для тех, у кого пенсионное пособие — это основной источник дохода.

На размер страховых взносов повлиять никак нельзя, ну разве что работать дольше (не уходя на пенсию) и зарабатывать больше. Пенсионные накопления — это индивидуальная инициатива каждого человека. Вы можете отчислять взносы или вообще их не делать, ведь в итоге каждый получит ту прибавку, которую сам и накопил.

Вот что отличает накопительную пенсию от страховой:

  1. Пенсионные накопления — это не проценты, не коэффициенты и не баллы. Взносы делаются в рублях и возвращаются адресату тоже в рублях. При наступлении определенного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, по новому закону) гражданин получает дополнительную пенсию ровно в том размере, в котором он ее накопил. Величину отчислений вы определяете сами. Однако прежде чем начать формировать такую пенсию, подайте соответствующее заявление в ПФР.
  2. Пенсионные накопления — это инвестиция. Получить дополнительную часть можно только за счет программ государственного софинансирования (действовали до 2015 года включительно), материнского капитала (пенсионное пособие матери — одна из целевых статей его расхода) или же дополнительных страховых взносов. Размер выплат не фиксирован, вы сами определяете величину отчислений. Если гражданин участвует в программе государственного софинансирования и самостоятельно вносит деньги в размере от 2000 до 12 000 рублей, то такие взносы автоматически удваиваются. Вносить можно и больше (и даже меньше 2000), но такие отчисления удваиваться уже не будут.
  3. Накопительная пенсия не индексируется. Но ее можно увеличить на определенный процент. Схема аналогична банковскому депозитному счету — вы перечисляете деньги с целью накопления, а держащая их организация начисляет за это проценты, которые ежегодно идут в пользу вашей пенсии. Есть еще и специальные пенсионные программы: специалисты вашего негосударственного фонда разрабатывают и согласовывают с вами алгоритм, по которому вложенные деньги будут не просто храниться на счете, но работать и приносить вам дополнительный доход. Но такая схема, как и любая другая инвестиционная программа, имеет определенные риски. В результате вы можете не приобрести, а потерять все свои дополнительные взносы.

И еще один важный нюанс: если гражданин накопил дополнительную пенсию, он вправе передать ее по наследству. Это еще раз подтверждает абсолютно добровольный характер таких отчислений.

Раньше программа формирования дополнительной поддержки будущих пенсионеров существовала на государственном уровне. Работодатели отчисляли на накопительную пенсию 2% для мужчин, родившихся в период с 1953 по 1966 года, и для женщин, которые родились с 1957 по 1966 год. Программа перестала действовать с 2005 года.

Для всех, кто родился с 1967 года и позже, действовало другое направления — работодатели платили в ПФР 6% на дополнительную часть обеспечения пенсионеров. Эта программа также прекратила свое существование, но немного позже — в 2013 году. С 2014 года страхователи (они же работодатели) отчисляют в ПФР только обязательные взносы на страховое обеспечение пособия. Дополнительную часть теперь формируют сами граждане — из личных средств и в неограниченном размере.

Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

Если сравнивать по государственным гарантиям, то ПФР, определенно, менее рискованный способ сбережения. Однако в 2015 году НПФ дано право вступать в систему гарантирования прав застрахованных лиц, которая очень похожа на Агентство страхования вкладов. Членами этой организации являются 38 НПФ. Если негосударственный пенсионный фонд обанкротится, то аккредитацию у него также заберут. Средства вкладчиков возместятся благодаря страховке, после чего их переведут в ПФР.

Однако есть и причины, по которым граждане не в полной мере доверяют государству:

  • замороженная на длительный срок накопительная пенсия (уже 6 лет);
  • реформы в пенсионной системе далеки от прозрачности;
  • накопления в ПФР переведены на представление не в денежной форме, а в виде баллов.

Ведь если накопительная пенсия присоединена к страховой, какое может быть накопление? Средства пенсионного фонда лишь на бумаге индексируются в соответствии с официальной инфляцией. Создается красивая внешняя картинка по сравнению с убытками НПФ, особенно во время экономических кризисов. Такую аргументацию используют чиновники, выступающие против накопительной пенсии. Вице-премьер Ольга Голодец одна из них. Они апеллируют к рискам НПФ оказаться банкротами.

Но так как правительство очень часто изменяет принципы создания пенсионных накоплений, то появляются не менее высокие риски остаться в категории «молчунов». Сильнее же всего народ беспокоит тот факт, что никто не берется спрогнозировать стоимость аккумулированных на счете баллов в момент выхода на заслуженный отдых.

Рассмотрим, почему может быть привлекательным пенсионный фонд, созданный в частном порядке:

  • Прошло достаточно времени, чтобы сделать вывод о несостоятельности финансовой модели ПФР. Государство стремительно беднеет, поэтому индексация не может компенсировать инфляционного обесценивания пенсионных накоплений.
  • Негативно сказываются на привлекательности государственного пенсионного фонда также бесконечные изменения в правилах учета.
  • В ситуации экономического роста, который неминуемо вернется, показатели доходности пенсионных накоплений в частных фондах всегда выше, чем у ПФР, и выше инфляции. За десятилетний период статистика частных фондов лучше государственных, если оценивать по прибыльности. Так, у НПФ это 80–100 %; УК ВЭБ — 50 % для базового портфеля, состоящего из государственных бумаг, до 80 % для расширенного.
  • Располагает к НПФ инициатива по вводу индивидуального пенсионного капитала (ИПК), реализованная еще в 2019 году. Согласно ей предполагается перейти от обязательного пенсионного страхования к добровольному.

Недостатки НПФ

  • Риск банкротства, особенно вероятный для небольших фондов.
  • Некоторые частные фонды имеют доходность меньше инфляции. Это касается тех, которые вложились в убыточные бумаги «Бинбанка» и «Открытия».
  • Смена одного НПФ на другой выгодна только через пятилетний период. Если уйти раньше, начисленный доход от инвестиций будет утрачен. При этом в 2017 году фонды сменили около 2 млн плательщиков. Финансовые потери людей от этого шага составили 33 млрд рублей.
Читайте также:  КБК по НДФЛ за сотрудников в 2023 году

Причина того, что ранее никак не проявлявшие активность люди перешли в негосударственные пенсионные фонды, проста — большое недоверие к государственной системе пенсионного страхования. Кроме того, НПФ много усилий тратят на привлечение клиентов. Однако сами по себе уговоры и обман не дали бы столь крупных результатов. Ведь у населения сохраняется по умолчанию недоверие к негосударственным организациям.

Но в нынешних реалиях государству доверяют в меньшей степени, чем частникам. Очень большой репутационный урон ПФР нанесло решение о заморозке пенсионных накоплений, а также переход на систему баллов вместо реальных денег. Ежегодные изменения в правилах начисления пенсий формируют у будущих пенсионеров большие опасения. Мало кто уже верит, что государство сможет качественно реформировать пенсионную систему, чтобы каждый человек смог к выходу на отдых получать достаточные выплаты.

В такой ситуации будущее у каждого в руках: чем раньше начать откладывать и инвестировать часть своих доходов, тем больше удастся скопить к моменту ухода на заслуженный отдых.

Пенсионные накопления и пенсионные резервы разница

Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления (ст.16 Закона).

Таким образом, закон выделяет три различных по правовому режиму и способу формирования и распоряжения группы имуществ:

— имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда;

Рассмотрим особенности правового режима каждого из видов имуществ.

1)- имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда .

Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:

— совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);

— целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;

— части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса;

— дохода фонда от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

— благотворительных взносов и других законных поступлений.

Учредители не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью Фонда. Фонд вправе без каких-либо ограничений распоряжаться данным видом имущества, безусловно, в рамках выполнения задач его деятельности.

Здесь необходимо заметить, что согласно ст.19 Закона совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять с 1 января 2005 года — не менее 30 миллионов рублей. В настоящее время высказываются предложения увеличить данную сумму до 150 миллионов рублей.

2)- пенсионные резервы .

Пенсионные резервы — совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

— дохода фонда от размещения пенсионных резервов,

Порядок определения нормативных размеров пенсионных и страхового резерва, формирования и использования страхового резерва (утв. приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 7 февраля 2000 г. N 7) [1] (далее по тексту – Порядок).

Нормативным размером резервов покрытия пенсионных обязательств является минимальный размер пенсионного резерва, достаточный для обеспечения покрытия пенсионных обязательств. Нормативный размер резерва покрытия пенсионных обязательств равен оплаченной стоимости пенсионных обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами (п.2 Порядка). При этом определение современной стоимости обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении производится по методике, приведенной в пенсионных правилах фонда.

Фактический размер пенсионных резервов равен современной стоимости поступлений денежных средств от активов, в которые размещены пенсионные резервы (п.5 Порядка).

Пенсионные резервы и пенсионные накопления

Пенсионные активы, которые находятся под управлением УК «Лидер», — это, прежде всего, социально ответственные средства. Они включают в себя пенсионные резервы, переданные в управление негосударственными пенсионными фондами, средства пенсионных накоплений граждан, переданные в управление Пенсионным Фондом Российской Федерации, пенсионные накопления, переданные в управление негосударственными пенсионными фондами. Мы понимаем высокое социальное значение доверенных нам пенсионных средств и обеспечиваем высокую степень надежности инвестирования этих активов.

Деятельность УК «Лидер» начиналась с управления резервами негосударственных пенсионных фондов. Основная задача Компании — обеспечение сохранности и приумножение средств пенсионных резервов, переданных в доверительное управление.

Как правильно рассчитывается накопительная часть пенсии

Чтобы рассчитать примерную сумму положенной накопительной части, есть простая формула: накопления в общем объеме делятся на количество месяцев предполагаемого периода предстоящих выплат. Последний, согласно ФЗ № 424, составляет 258 месяцев.

СПРАВКА! Когда накопительная часть не более 5% от суммы страховой части положенной пенсии, то можно получить ее единовременно.

Если обратиться за назначением пенсии не сразу, то накопительный компонент может увеличиться. Причина: ежегодно ожидаемый период меньше на 12 месяцев, значит, по формуле будет выходить большая сумма. Если гражданин отправляется на заслуженную пенсию не в 60, а в 63 года, то сумма накоплений разделится не на 258 месяцев, а на 222.

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Действующая пенсионная система Казахстана является многокомпонентной. Напомним, Республика Казахстан первой из стран Содружества Независимых Государств в 1998 году осуществила реформу пенсионного обеспечения. C момента обретения страной независимости до пенсионной реформы в Казахстане действовала солидарная пенсионная система, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Главный принцип такой системы – солидарность поколений, когда работающее население обеспечивает пенсионеров.
Однако после развала Союза произошло ухудшение показателей солидарной модели пенсионной системы из-за экономического положения нового государства. Тогда в стране был дефицит продуктов первой необходимости, большинство предприятий и производств закрывалось, людям месяцами не выплачивались заработные платы, увеличивалось число безработных. В 1992 году страну сотрясала гиперинфляция, которая, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, составляла 2960,8%. Обуздать ее получилось только к 1995 году, когда инфляция составила 60,3%. Кроме того, в большинстве республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане, наблюдалось сокращение рождаемости, при увеличении числа пенсионеров. Последствия этих явлений сказываются до сих пор, они будут ощущаться и в будущем, в так называемой первой волне демографического эха, когда может наблюдаться очередной спад в молодых возрастных группах, связанный с резким снижением рождаемости в поколении их родителей. Однако при сохранении текущих коэффициентов рождаемости провал будет меньше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *