Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины включения в реестр недобросовестных поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.
В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.
Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.
Решение о включении победителя или участника в РНП.
При получении копии документов от автономного учреждения ФАС проверяет их и в случае отсутствия каких-либо сведений из названных выше приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр. Одновременно с этим в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения ФАС направляет заказчику уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений. На подачу недостающих сведений у заказчика есть три рабочих дня со дня получения уведомления от ФАС.
Согласно Приказу ФАС РФ от 18.03.2013 № 164/13 [3] проверка сведений, представленных учреждением, проводится комиссией в течение десять дней с даты их поступления. По результатам проверки составляется соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в РНП, которое оформляется приказом.
Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС.
Практика по включению заказчиками организаций в РНП.
Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.
Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.
Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.
Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).
При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.
Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?
Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.
Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:
- Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
- Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
- Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту
Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?
Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет. Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению. Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).
Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.
Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков?
Главная причина этих проблем — пренебрежение законом и правилами проведения государственных торгов. Сюда же относится игнорирование требований, которые государство предъявляет к участникам госзакупок, обеспечениям или к предоставляемой ими документации. Часто игнорирование происходит по причине недостаточной компетентности персонала, который готовит документы для участия тендерах. Здесь у каждого претендента есть два пути для улучшения ситуации:
- Первый путь: постоянно обучать своих сотрудников. Подстраиваться под изменения законов и требований. Но не факт, что сотрудник, получив необходимые навыки со знаниями, не уйдет за лучшей долей к конкуренту или в длительный декретный отпуск.
- Второй вариант: заключить договор на постоянное сопровождение с компанией, которая успешно занимается ведением дел по участию в государственных или коммерческих торгах. Расходы на сотрудника вместе с рисками в этом случае нивелируются.
Когда можно обратиться с требованием об исключении из Реестра
По общему правилу компанию, попавшую в Реестр, исключат через 2 года. Срок считается со дня включения.
Однако присутствует ряд ситуаций, в которых допустимо исключение из РНП раньше срока — процедура возможна только через суд. Но для этого поставщику придется собрать доказательную базу и подтвердить, что он не нарушал обязательства, или это произошло не по его вине.
Допустим, между компаниями был заключен договор на поставку молочной продукции. Заказчик принял ее и подписал соответствующие акты, подтверждающие отсутствие претензий к качеству товара. В последующем была направлена жалоба на поставщика в связи с тем, что продукция не соответствует требованиям сертификации. ФАС рассмотрела обращение и включила компанию в РНП. Однако поставщик обратился в суд, предоставив акты приема товара. Заявление было рассмотрено, после чего компанию исключили из Реестра. Суд обосновал это тем, что заказчик принял предоставленную в рамках контракта продукцию, и у него не возникло претензий изначально.
Односторонний отказ Заказчика или расторжение по решению суда
Такое случается, когда поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.
- По 44-фз заказчику при наличии оснований достаточно отказаться от исполнения контракта, разместить решение в ЕИС и, в случае не устранения нарушений поставщиком, подать сведения в ФАС.
ФАС вызовет поставщика и заказчика на комиссию и рассмотрит вопрос о включении в РНП. К этому моменту важно иметь обоснованную позицию, документы и защитить интересы своего бизнеса, в том числе с помощью юриста.
- По 223-фз при исполнении контракта в РНП включают только на основании решения суда. С 2022г. дополнительное основание – если вы отказались от поставки по договору, заключенному с компанией, в отношении которой ввели санкции. Суд в данной ситуации не нужен, достаточно Вашего неосмотрительного отказа.
Поставщик может столкнуться с разными ситуациями в ходе исполнения контракта, в том числе с нарушением сроков, поставкой товара/ выполнением работ, не отвечающих всем условиям контракта.
Основания для попадания в Реестр недобросовестных поставщиков
В реестр добавляют участников по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Если говорить про первый закон, то главное основание — отказ от заключения контракта. Да так бывает: участник стал победителем закупки, но отказывается выполнять условия. Например, изменились условия и пришло понимание, что это стало невыгодно.
Если говорить про 44-ФЗ, то в госзакупках для это 2 основные причины:
-
Отказ от заключения контракта. Иногда это происходит не как умысел, а просто поставщик не успевает вовремя оформить документы или внести деньги на обеспечение контракта. Так как на все это дают 5 рабочих дней.
-
Нарушения условий договора. Конечно, заказчики вряд ли начнут процесс расторжения контракта из-за небольших недочетов, но бывает и такое. Стоит понимать, что в госзаказчиками трудно договариваться. Это не коммерческие структуры и иногда там просто невозможно найти взаимопонимание. Поэтому старайтесь максимально строго выполнять все условия договора.
Основания для внесения в РНП
РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:
- уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
- уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.
Победителя включат в список, если он:
- не подписал к установленному сроку проект контракта;
- не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
- не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:
- заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
- односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).
Чем рискует компания, оказавшаяся в РНП?
- Компания-поставщик лишается возможности участвовать в закупках сроком на 2 года как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
- Теряет обеспечение заявки, которое подлежит возврату. Обеспечение заявки как раз выступает в роли защитного механизма для госучреждений от недобросовестных поставщиков, которые подают заявки, а потом становятся уклонистами, не заключая контракты.
- Лишается возможности обжаловать действия заказчика по процедурам, в которых указано требование по отсутствию информации о поставщике в РНП (п.3 ч.5 ст.105 44-ФЗ).
- Ухудшается репутация компании. РНП – это некий «черный» список, оказавшись в котором потом будет тяжело наладить заново сотрудничество с контрагентами, поскольку их это отталкивает.
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 1397 от 09.08.2022 года внесло изменения в ПП РФ № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков…». Появилось новое основание для расторжения договора с поставщиком. Так, в РНП в качестве основания для расторжения договора по 223-ФЗ будет указываться односторонний отказ заказчика от исполнения им обязательств, в отношении которого недружественные страны ввели санкции.
В РНП также будут включаться сведения о том, что сведения о поставщике внесены в него в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций.
Даются разъяснения, что сведения о поставщике не включаются в реестр, если в процессе проверки установлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением санкций. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения договора по причине введения санкций в отношении заказчика.
Какие могут быть последствия у попадания в реестр?
Когда компания попадает в реестр недобросовестных плательщиков, она получает запрет на участие в государственных и муниципальных закупках. Блокировка длится в течение всех двух лет пока информация о ней значится в РНП. Конечно, если поставщик услуг попал в блэклист по 44-ФЗ, он может участвовать в торгах по 223-ФЗ без ограничений. И наоборот. Если одни компании смогут пережить такие «Тендерные каникулы» без особых финансовых потерь, то для других это может стать фатальным.
Из других неприятных последствий тех, кто попал в реестр, может ждать расторжение договора заказчиком.
Если в обязательных требованиях к участникам значится, что информация о них не должна быть включена в реестр, а побеждает участник, который за время проведения тендера попал в ряды недобросовестных поставщиков, заказчик вправе расторгнуть с ним договор. Он может сделать это на основании всё того же 44-ФЗ (часть 15, пункт 1) в одностороннем порядке.
Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:
- Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
- Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
- Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
- Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
- Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.