Статья 39 УИК РФ. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 39 УИК РФ. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как и обычным работникам, осужденным к исправительным работам начисляется и выплачивается зарплата. Отличие заключается в том, что из заработной платы осужденных производятся отчисления в бюджет в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

Ответственность за уклонение от отбывания

Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:

  • игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
  • неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
  • прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
  • появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).

Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:

  1. письменное предупреждение. Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
  2. возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ. Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.

Контроль за правильностью и своевременностью перечислений и удержаний из заработной платы осужденных осуществляют УИИ (ч. 1 ст. 44 УИК РФ). Проверки проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а в случае назначения наказания менее шести месяцев — не менее одного раза в течение срока наказания (п. 88 Инструкции).

В организации УИИ проверяет (п. 89 Инструкции):

— правильность и своевременность удержания перечислений сумм в доход государства из зарплаты осужденного;

— соответствие данных в расчетных сведениях, представленных организацией в УИИ, фактическим данным;

— продолжительность предоставленного осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска, согласование его предоставления с УИИ;

— информацию о причинах невыхода осужденного на работу;

— информацию о нарушениях, допущенных осужденным, примененных к нему администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременность уведомления об этом УИИ;

— информацию о своевременном уведомлении о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы;

— проведение работодателем воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением.

По результатам проверки УИИ составляет акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации (п. 91 Инструкции).

Проверки уголовно-исполнительной инспекции

Контроль над своевременностью удержаний и переводов в бюджет государства осуществляет уголовно-исполнительная инспекция. К этому процессу они могут дополнительно привлекать финансовые и налоговые службы. Проходят проверки не реже, чем раз в полгода. Если срок наказания менее шести месяцев, то не менее одного раза на протяжении всего наказания.

Инспекция обязана проверить:

  • Правильность и своевременность удержания и перевода денежных средств из зарплаты осуждённого в пользу государства.
  • Соответствие расчётов заработной платы с фактической оплатой труда приговорённого.
  • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника, согласование с его работодателем.
  • Информацию о причинах пропуска рабочих дней.
  • Информацию о нарушениях, которые допустил приговорённый, о санкциях и поощрениях к нему, поступление этих сведений в оперативном порядке от работодателя.
  • Сведения о переводе работника на другую должность или его увольнении.
  • Проведение работодателем воспитательной беседы, контроль над его поведением.

Проблема назначения этого вида наказания как средства достижения раскаяния в содеянном в виде конечной цели, на сегодняшний день достаточно актуальна. Этот тип приговора носит двоякий характер и обычно вызывает разночтение у правоведов. Самый мощный момент воздействия на человека — взгляды на него людей, которые являются авторитетными для правонарушителя. Большинство современников весьма дорожат мнением коллектива. Сотрудники, подчиненные, коллеги по работе имеют существенное воздействие на психологию преступившего закон.

Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.

Особенности назначенных по ст. № 50 УК РФ работ исправительного характера связаны также и с иными, достаточно противоречивыми факторами.

Ст. 39 УИК РФ указывает на то, что уголовно-исполнительная инспекция обязана:

  • вести учет осужденных лиц, которым судом назначены исправительные работы;
  • разъяснять виновным, как они должны себя вести во время отбытия наказания;
  • контролировать указанных лиц и следить за тем, чтобы администрация предприятия, где работают осужденные, не нарушала требования приговора;
  • проводить определенную работу с виновными, которая будет иметь воспитательный характер, кроме того, в этом должны участвовать сотрудники полиции;
  • осуществлять контроль за поведением осужденных, фиксировать все нарушения;
  • обращаться в местную администрацию, если нужно изменить место отбывания виновным назначенного наказания;
  • решать вопросы о принудительном доставлении тех осужденных, которые не приходят по вызову инспектора на отметку;
  • проводить мероприятия по розыску тех лиц, которые уклоняются от отбытия наказания, а также готовить на них документы и передавать их в соответствующие организации, если место нахождения последних не установлено.

Как и всем остальным гражданам, трудящимся на предприятии, осужденным к наказанию в виде работ, направленных на их исправление, выплачивается зарплата. Только из дохода осужденного производятся удержания в сумме от пяти до двадцати процентов в доход государства. Это прописывается в приговоре суда. Данные суммы уплачиваются руководителем организации весь период отбытия осужденным наказания. Они не зависят от долговых обязательств лица по исполнительным листам.

Кроме того, руководитель организации, а также сам виновный могут обращаться в судебный орган с заявлением о снижении размера удержаний в связи с плохим материальным положением последнего. В том случае, если приговор суда был отменен или изменен, денежные средства, которые были излишне удержаны с осужденного, должны вернуть ему обратно.

Исполнение исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции, которые ведут учет осужденных, разъясняют порядок и условия отбывания наказания и исполнения требований приговора адми­нистрации организаций, в которых работают осужденные, контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в органы служ­бы занятости для трудоустройства, применяют меры поощрения и взыска­ния, а также устанавливают обязанности и запреты, выдают разрешение на увольне­ние осужденных с работы по собственному желанию.

Место отбывания наказания — предприятия, учреждения и организации любой формы собственности, поскольку на каждое из них распрост­раняются конституционные гарантии и положения трудового законода­тельства. Места отбывания наказания определяются органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Детально правовое положение и функции инспекции по исполнению наказания в виде исправитель­ных работ регламентированы в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729.

Обращение к исполнению приговора, определения или постанов­ления возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения дела из кас­сационной инстанции суд направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора в уголовно-исполнительную ин­спекцию по месту жительства осужденного.

Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в силе, прилагается справ­ка о вступлении приговора в законную силу.

Читайте также:  Больничный лист в 2023 году: изменения, порядок расчета и оплаты

Исполнение наказания в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении при­говора и копий приговора, определения, постановления суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Пер­сональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержа­ний из заработной платы, своевременным снятием с учета по осно­ваниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими наказание установлено четыре основных вида их персонального учета[13].

Осужденные, в отношении которых исполняется наказание, на­ходятся на оперативном учете. Это касается основной массы лиц, от­бывание наказания которыми осуществляется нормально.

На предварительном учете состоят лица, которые не работают. К их числу относятся не поступившие на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет; уволенные с места прежней работы и не по­ступившие на новую работу в течение такого же срока; не работающие без уважительных причин, а также лица, в отношении которых ве­дутся первоначальные действия с целью розыска.

На контрольном учете состоят лица, не работающие или уволен­ные с работы — до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания наказания; выехавшие на терри­торию, обслуживаемую другой инспекцией, — до получения под­тверждения о прибытии направленного туда личного дела; лица, на­ходящиеся под стражей в порядке меры пресечения по другому делу, а также отбывающие арест или исправительные работы в качестве мер административного воздействия; осужденные, которым предо­ставлена отсрочка исполнения приговора; лица, направленные на ме­дицинское освидетельствование для определения трудоспособности или наличия хронической душевной или иной тяжкой болезни, а также признанные нетрудоспособными, инвалидами I или II групп, страдающие хронической душевной или иной тяжкой болезнью, в от­ношении которых в суд направлены представления о замене наказа­ния более мягким (ч. 7 ст. 175 УИК) или об освобождении от нака­зания (ст. 81 УК, ч. 5 и 6 ст. 175 УИК).

Наконец, на учете разыскиваемых состоят скрывшиеся лица, материалы в отношении которых переданы в аппараты уголовного ро­зыска в связи с тем, что первоначальные розыскные действия, про­водившиеся инспекцией, к успеху не привели.

Одна из важнейших обязанностей инспекций — контроль за трудоустройством осужденного.

Закон определяет, что срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его зарплаты производились удержания[14].

Течение срока отбывания наказания начинается со дня получения организацией, где работает осужденный, предписания инспекции и приговора суда. С этого дня из заработной платы осужденного долж­ны производиться удержания. Если он в момент получения предпи­сания находится в отпуске, началом срока отбывания наказания будет день, когда он приступил к работе и из его заработка начали произ­водить удержания.

При исчислении срока отбывания наказания следует иметь в виду, что осужденный обязан отработать в течение месяца не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц в соответствии с ус­тановленным графиком работы. Если он проработал в данном месяце большее количество рабочих дней, то все равно в срок отбывания наказания засчитывается один месяц, но из заработка за дни, прора­ботанные сверх нормы, удержания по приговору суда не производят­ся. Если же отработанное количество рабочих дней меньше установ­ленного и нет оснований для включения недостающих дней в срок наказания, то этот срок продлевается до полного отбытия наказания. Поэтому фактический календарный срок не может быть меньше на­значенного, но может превышать назначенный судом срок наказания.

В срок отбывания наказания в виде исправительных работ, кроме тех дней, когда осужденный работал и из его заработка производились удержания, засчиты­ваются дни, когда он не работал по уважительным причинам и получал заработную плату. Это касается времени отпуска — основного и дополнительного, исполнения государственных или общественных обязанностей (например, обязанностей свидетеля, вызванного к сле­дователю или в суд), периода болезни, ухода за больным. Засчиты­вается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Естественно, что все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Время, проведенное под стражей по данному делу, засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправи­тельных работ.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время болезни, вы­званной опьянением или действиями, связанными с опьянением, а также время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ либо время заключения под стражу в по­рядке меры пресечения по другому делу[15].

Что касается отпуска по беременности и родам, то представление соответствующего медицинского документа служит основанием для постановки перед судом вопроса о предоставлении осужденной от­срочки отбывания наказания в порядке ст. 82 УК. При длительной (свыше четырех месяцев) болезни осужденного уголовно-исполнительная инспекция направляет представление в суд о предоставлении ему отсрочки исполнения приговора или об освобождении от наказания.

Одна из важных функций инспекций заключается в контроле за правильностью удержаний. Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы по основному месту работы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными сис­темами оплаты труда и не носящих характера единовременного по­ощрения. Не имеют значения периодичность выплаты премий и ис­точники финансирования. Из суммы заработка не исключаются на­логи и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осуж­денному по исполнительным документам.

Удержания не должны производиться из пенсий и пособий, по­лучаемых в порядке социального обеспечения и социального страхо­вания, а также из выплат, в том числе премий, единовременного ха­рактера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не яв­ляющихся заработной платой.

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде, удержания производятся с учетом натуральной части зара­ботной платы.

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2015 N 6-ФКЗ, от 30.12.2016 N 7-ФКЗ, от 05.02.2017 N 2-ФКЗ, от 21.07.2018 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2018, с изм. от 16.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198,

4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, N 33, ст. 1316.

5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 20.01.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, N 42, ст. 4109.

6. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 31.05.2019) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г.. № 683 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной деятельности численности» // Собрание законодательств Российской Федерации. – 1999. – № 10. – Ст. 1228.

8. Определение Верховного Суда РФ № 11-о05-21 от 15.03.2005 // Правовая информационная система «Консультант Плюс».

II. Специальная литература:

9. Бриллиантов А. Изменения законодательства о наказании //Российская юстиция. – 2019.- № 5. – С. 35-40.

10. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества. Методическое пособие / Под ред. Ю.И. Калинина. – М.: PRI, 2018. – 137 с.

11. Егоров В.С. Система наказаний по уголовному праву России. – Воронеж: НПО «МОДЭК, 2018. – 48 с.

12. Зубков А.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 217 с.

13. Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания.

14. Колоколов Н.А. Исправительные работы: критерии эффективности //Юридическая газета. – 2018. — № 17. – С.4, 14.

15. Колоколов Н.А. УК РФ: проблемы назначения наказания // Российский судья, 2019. — № 2. – С. 15-17.

Читайте также:  Документы для покупки дома с земельным участком в 2023 году

16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под ред. В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 2017. – С. 127.

17. Лебедев В.М. О некоторых вопросах назначения судом уголовного наказания //Бюллетень ВС РФ. – 2018. — № 9. — С. -10.

18. Михлин А. Понятие наказания в виде исправительных работ и история его возникновения в российском праве // Уголовное право. – 2017.- № 4. – С.56-59.

196. Типовая методика воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества для изучения и практического применения в служебной деятельности. – Казань. 2016. — 6 с.

20. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2017. – 512 с.

21. Уголовное право. Общая часть /Под ред. И.Я. Казаченко. – М.: Инфра-М-НОРМА, 2017. – 516 с.

22. Уголовно-исполнительное право /Под ред. М.К. Кислицына. – М.: НОРМА, 2017. – 272 с.

23. Уголовно-исполнительное право России /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юристъ, 2018. – 321с.

24. Угольникова Н.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 369 с.

25. Уголовное право России. Общая часть: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. проф. Кругликова Л.Л.. – М.: Волтерс Клувер, 2016.

Статья 80. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Обязательные работы – бесплатные общественно-полезные работы, которые осужденный выполняет в свободное от основной работы или учёбы время. Назначаются как за административной правонарушение, согласно статье 3.13 КоАП, так и за уголовно наказуемые деяния – статья 49 УК РФ.

Обязательные работы не должны превышать четырёх часов в день в выходной, либо двух в рабочие дни. Тем не менее, по статье 32.13 КоАП пристав-исполнитель может увеличить количество часов до восьми в нерабочие дни. Человек, приговорённый к таким работам, должен отрабатывать за неделю не менее двенадцати часов.

Суммарно обязательные работы занимают от шестидесяти до четырёхсот восьмидесяти часов, в зависимости от тяжести вины.

Какими будут работы и где их отбывать, определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными органами.

Обязательные работы не назначаются:

  • Инвалидам первой группы.
  • Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей младше трёх лет.
  • Военнослужащим, проходящим службу по призыву и контракту, не отслужившим положенного срока.

Исправ работы отличаются от прочих видов тем, что производятся прямо по месту трудоустройства человека. Если осужденный безработный – ему предоставят работу, соответствующую месту жительства. В статье 50 УК РФ прописаны сроки таких работ – от двух месяцев до двух лет. При этом в государственный бюджет удерживается 5-20%, в зависимости от судебного приговора.

Особенности трудовых отношений с осужденными к исправительным работам

Просить об облегчении оставшейся части может сам приговоренный к лишению свободы гражданин, его адвокат или законный представитель.

Последовательность шагов:

  • проситель самостоятельно (редко) или совместно с юристом готовит прошение о смягчении применимых санкций на остаток срока;
  • при наличии фактов, облегчающих принятие судебной инстанцией положительного решения, адвокат собирает необходимые документы, готовит заверенные копии;
  • сторона заявителя готовит ходатайство, получает подпись просителя и передает их в администрацию колонии;
  • руководство исправительного учреждения составляет характеристику на заключенного.

Прошение, полученное от адвоката, должно быть передано в судебную инстанцию не позднее, чем через 10 дней после поступления в администрацию ИК. Суд вправе запрашивать дополнительные бумаги, необходимые для рассмотрения запроса и вынесения вердикта.

Если руководство колонии не подготовило к моменту передачи документов в суд рекомендательное письмо на заключенного, отбывающего наказание, суд высылает в учреждение обязательный запрос.

О дне заседания уведомляются все заинтересованные стороны, включая осужденного, который может просить о своем очном участии.

Порядок рассмотрения запросов, относящихся к исполнению судебного решения в отношении преступника, регулируется ст.399 УПК.

С учетом судебной практики, Постановлений Пленума ВС РФ по вопросам УДО и смягчения наказания и статистики рассмотрения дел судами рекомендуется учитывать следующие нюансы:

  1. При рассмотрении ходатайства о замене наказания более мягким суд не должен оценивать тяжесть совершенного деяния, так как такая оценка была произведена при вынесении приговора. Тяжесть содеянного влияет на долю срока, которую необходимо отбыть для того, чтобы получить право прошения;
  2. Согласно рекомендациям высшей судебной инстанции наличии взысканий во время отбытия первой части заключения само по себе не может быть основанием для отказа. Суд должен рассматривать конкретные обстоятельства вынесения взысканий и характер каждого нарушения, приведшего к санкциям во время пребывания в тюрьме;
  3. Полное возмещение вреда, нанесенного жертве противоправных действий заявителя не является необходимым условием для положительного решения. Проситель (его представители) должны доказать, что предприняты все возможные действий для погашения задолженности перед потерпевшим.

Если после подачи заявление гражданин был переведен в другое исправительное учреждение, вопрос должен быть в кратчайший срок передан на рассмотрение в районный суд по новому адресу. Обязанность по пересылке материалов возлагается на судебную инстанцию.

Согласно нормам и статьям действующего законодательства, не существует никаких предусмотренных критериев, согласно с соответствием с которыми органы управления на местах определяют те места и объекты, на территории которых гражданину в качестве основного наказания необходимо отбывать и работать на работах исправительного характера. Этот момент регламентирован действующими определениями ВАС России, а именно ВАС №5273/12 от 27.04.2012.

В процессе определения гражданина, совершившего правонарушение и отбывающего наказание в качестве ИТР взамен срока отбывания наказания, соответствующей подведомственной инспекцией в обязательном порядке должно быть учтено то правонарушение, за которое человек был осужден на отбывание наказания в качестве ИТР.

Фактически алгоритм процессов трудоустройства гражданина, который отбывает наказание в качестве ИТР, выглядит так:

  1. УИИ выдает человеку соответствующее предписание о том, что ему необходимо явиться в какую-либо организацию для того, чтобы отбыть наказание в качестве выполнения исправительных трудовых работ;
  2. Осужденный получает это предписание под личную роспись, а после этого передает это предписание непосредственно юридическому лицу, которое будет принимать его на работу;
  3. После этого в компании принимается решение относительно того, будет ли осужденный работать. Если же нет, компания принимает решение об отказе от услуг этого работника. Вне зависимости от ответа, компания или ее наделенный соответствующими полномочиями представитель обязан заполнить отрывной талон согласно образцу для дальнейшей его передачи непосредственно УИИ;
  4. В том случае, если компания согласно на то, чтобы принять к себе на работу человека, УИИ должен будет отправить в эту организацию по ее адресу регистрации соответствующее извещение, в котором, помимо всего прочего, будет также копия приговора судебного делопроизводства по данном вопросу. В этом приговоре, который, в зависимости от ситуации, может быть не только приговором, но и проставлением или же определением, также в обязательном порядке должны быть указаны все сроки работ, а также все финансовые вычеты из зарплаты работника в рамках его работы в компании;
  5. В отрывном талоне, если компания принимает работника на работу, указывается подтверждение персонально для УИИ. В этом подтверждении указывается не только дата приема на работу, но также и такие данные и информация, как должность этого работника и приказ, согласно которому его приняли на работу в данной компании.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что даже в случае согласия компании и расторопности УИИ процесс официального трудоустройства гражданина на рабочее место будет сильно затянут.

Ведь даже на то, чтобы извещение дошло до работника, компании и УИИ, уйдет большое количество времени.

В тех же случаях, когда возникают вопросы со сроками, отбыванием, условиями или другими темами, которые касаются ИТР, рекомендуется обратиться к помощи адвоката.

В большинстве случаев именно квалифицированная и компетентная помощь адвоката способна помочь работнику решить все вопросы, а также, в случае необходимости, восстановить свои права на рабочем месте в рамках той компании, в которой он будет работать и отбывать сроки наказания за совершенное правонарушение.

Все вопросы, которые касаются сроков исчисления работ, а также тех моментов, при которых отбывается наказание, можно решить как самостоятельно с УИИ или же с компанией-работодателем, так и при помощи адвоката, который в данном случае должен иметь соответствующий стаж, опыт, а также соответствующую квалификацию в данной сфере деятельности.

Стоит отметить, что сам факт отбытия заключенным установленной части срока лишения свободы сам по себе не влечет за собой замену на наказание более мягкое. Основной фактор для возможности осужденного воспользоваться данным правом – это его хорошее поведение.

Читайте также:  Срок обучения и поступления в школу прапорщиков в 2021 году

При этом современное законодательство не установило конкретные критерии, по которым поведение признается примерным.

Однако практика показывает, что существуют факторы, которые способствуют скорейшей замене наказания на более мягкое:

Кроме самого ходатайства, необходимо отправить любые документы, подтверждающие необходимость подачи ходатайства. Суд обязан поспособствовать сбору таких документов.

Ходатайство о замене лишения свободы на более мягкий вид наказания можно подать даже тогда, когда ранее суд отказал в ходатайстве на уголовно-досрочное освобождение (УДО).

Таким образом, к ходатайству следует прикрепить следующие документы:

Теперь думаю необходимо более детально остановиться именно о порядке замены неотбытой части наказания на более мягкую, для этого необходимо осуществить рад этапов (шагов);

  1. Сбор характеризующей информации на осужденного, данные сведения необходимы для подтверждение его социальной адаптации и готовности вернутся в общество. О них подробнее чуть позже;
  2. Подготовка ходатайства о замене неотбытой части наказания. В данном случае форма ходатайства стандартна в части необходимых доводов указано ниже.
  3. Подача ходатайства, в данном случае порядок подачи зависит от лица, подающего данное ходатайство, если подача осуществляется непосредственно осужденным, то в данном случае указанный документ подается непосредственно в администрацию исправительного учреждения. Если данным дело занимается защитник, он может направить материалы непосредственно в суд.
  4. Заседание комиссии исправительного учреждения по поданному ходатайству. В данном случае данная комиссия собирается вне зависимости от инициатора замены неотбытой части наказания. По результатам заседания выносится заключение о необходимости или отсутствие необходимости удовлетворения ходатайства. После чего материалы в отношении осужденного направляются в суд.
  5. Судебное заседание. После получения судом ходатайства защитника, либо материалов из исправительного учреждения судом назначается время слушанья данного дела. В ходе судебного разбирательства с обязательным участием сотрудника органов прокуратуры на основании представленных материалов стороной защиты, материалов и заключения исправительного учреждения, а также мнения прокурора судом принимается решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства осужденного.
  6. Обжалование судебного акта в случае необходимости. Если судом отказано в ходатайстве осужденный или его защитник вправе обжаловать данное решение в вышестоящую судебную инстанцию в апелляционном, а затем и в кассационном порядке.

Кому и за что могут быть назначены?

На практике основная доля правонарушителей, которых приговаривают к принудительным работам – это злостные неплательщики алиментов на несовершеннолетних детей.

Как правило, это происходит по следующему плану действий:

  1. При открытии исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам, сотрудники службу судебных приставов регулярно пересылают в прокуратуру данные о злостном неплательщике;
  2. Как только размер долга по алиментам превышает максимально допустимый порок, прокуратура начинает возбуждение уголовного дела и привлекает потерпевшего получателя алиментов.
  3. Далее должнику предлагается альтернатива: или погасить долг по алиментам в кратчайшие сроки, или быть приговоренным к принудительным работам, оплата которых почти в полном объеме будет переводиться на счет потерпевшей стороны.

Однако в срок принудительных работ будет причислен период, который осужденный находился под стражей или конвоем.

Никто не застрахован от того, что по каким-то причинам ему придется украсть чужую вещь или нанести легкий вред здоровью другого человека. Ситуации в жизни бывают разные, а в роли преступника, к сожалению, оказываются добропорядочные граждане, которые были вынуждены защищать себя, но просто «перегнули палку».

Поэтому за впервые совершенное преступление средней тяжести или просто преступление малой тяжести, по нормам морали несправедливо отправлять людей за решетку в колонию к преступникам и рецидивистам. По этим соображениям законодатели РФ и ввели исправительные работы как вид уголовного наказания, представляющий собой альтернативу лишения свободы. Срок принудительных работ составляет от 2 месяцев до 5 лет. Однако в России существует ряд категорий лиц, которым принудительные работы не назначаются.

Однако в России практика приговора к принудительным работам еще не набрала обороты, поскольку по мнению большинства принуждение к работе — неэффективный и дорогостоящий для государства способ наказания.

Чем ПТР отличается от ИТР

Принудительные трудовые работы (далее ПТР) и исправительные работы (далее ИТР) — это два разных вида уголовного наказания, которые объединяет одно — принудительное привлечение осужденного к труду с вычетом из его заработка, в доход государства, определенной части.

Оба этих вида наказания, в оговоренных законом случаях, могут быть использованы для назначения наказания, не связанного с заключением, то есть вместо лишения свободы.

Основные отличия ПТР и ИТР, назначаемых лицам, ранее приговоренным к реальным срокам лишения свободы, в качестве замены неотбытой части наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 175 УИК РФ осужденному, неотбытая часть наказания может быть заменена на более мягкий вид наказания. Адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. ПТР – одна из альтернатив лишению свободы. Благодаря принятым поправкам к статье 80 УК РФ, её перспектива стала ближе для всех заключенных. Сегодня, чтобы ходатайствовать перед судом о замене неотбытой части наказания принудительными работами, осужденному нужно отбыть: ¼ срока — за преступления небольшой и средней тяжести; 1/3 срока — за тяжкие преступления; ½ — срока — за особо тяжкие преступления.

Если суд примет положительное решение о замене неотбытой части наказания принудительными работами, осуждённый переводится в специализированный исправительный центр (далее ИЦ) для дальнейшего отбывания наказания. Если таковой есть на территории субъекта РФ, где проживает осуждённый, то, как правило, его отправляют туда (при наличии свободных мест и возможности этапирования). В иных случаях – в ИЦ других регионов.

Исправительные центры существуют как отдельные учреждения при колониях или СИЗО, представляют собой огороженную территорию с общежитием, где находятся заключённые в нерабочее время. Порядок отбывания принудительных работ определен статьёй 60.4 УИК РФ.

ПТР — это бОльшая свобода, но не свобода как таковая. Осужденный находится на территории ИЦ под надзором, обязан соблюдать правила внутреннего распорядка ИЦ и может быть наказан за их нарушения. Из преимуществ, открывающихся перед арестантом во время отбывания этого вида наказания, можно назвать:

  • Оплата труда. При назначении этого вида наказания суд устанавливает размер отчислений в казну государства в размере от 5 до 20% заработной платы. За вычетом всех удержаний (выплата в казну, оплата коммунальных услуг, алименты), осуждённый должен получать не менее ¼ своей заработной платы, ст.60.10 УИК РФ;
  • «Легальная» связь. Разрешено пользование мобильными телефонами, интернетом, почтовой связью;
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск. Отбыв 6 месяцев принудительных работ, осуждённый получает право на 18 дней отпуска (ч.4 ст.60.8 УИК РФ), при этом, за примерное поведение администрация может разрешить гражданину покинуть территорию исправительного центра на период отпуска — ч.7 ст.60.4 УИК РФ;
  • Право покидать исправительный центр с разрешения администрации (ч.3 ст.60.4 УИК РФ).

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Пример №7. Курочкину Е.П. было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев, из них он отбыл 3 месяца, после чего перестал приходить на отработку. Ему было дважды вынесено предупреждение о возможном изменении вида наказания, но Курочкин продолжил вести антиобщественный образ жизни, появлялся на работе в состоянии опьянения. Инспекция направила в суд представление, в котором указала на все эти факты, в этой связи судом было определено лишение свободы сроком на 2 месяца в исправительной колонии (оставшиеся 6 месяцев исправработ = 2 месяцам лишения свободы).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *